Продажа лекарств наравне с медицинскими услугами относится к лицензионной деятельности и строго контролируется как в момент открытия, так и в течение всей деятельности. Один из часто проверяемых вопросов – помещение под аптеку, его соответствие требованиям санпинов и положений о лицензировании.
Содержание: Оснащение аптеки ; Описание комнат ; Оборудование для аптеки ; Санитарные требования аптек к помещениям ; Отличие аптеки от аптечного пункта и киоска
Подбор помещения – от 1 недели
Цена – от 25 000 рублей
Оснащение аптеки
Приказом Минздрава от 27.07.10 г. № 553н была утверждена классификация заведений, занимающихся оборотом лекарственных средств. Наибольшее внимание в данном перечне уделено аптекам, обслуживающим население. Они могут быть специализированными или общего направления, иметь различный ассортимент и работают напрямую с розничным покупателем.
Выделяют также группы межбольничных аптек, работающих с лечебными учреждениями и розничными предприятиями.
Прежде чем купить помещение под аптеку, необходимо убедиться, что оно соответствует требованиям лицензирования.
Описание комнат
Поскольку аптека обладает правом принимать заказы и самостоятельно заниматься изготовлением лекарств, то она должна иметь следующие внутренние помещения:
зал для торговли, разделенный на зоны для покупателей и фармацевтов;
- склад для запасов продукции, необходимых для стабильной работы аптеки и удовлетворения спроса;
- оборудованную лабораторию, в которой занимаются приготовлением лекарств;
- комнату, в которой производится дистиллированная вода;
- отдельные комнаты для заведующего и персонала, не занятого обслуживанием покупателей;
- небольшое, но отдельное помещение для хранения оборудования для уборки;
- туалет и гардеробная.
Оборудование для аптеки
Каждое из перечисленных помещений должно быть соответствующим образом оборудовано. Для этого используется торговое и лабораторное оборудование и оснащение аптеки, состоящее из:
- полок и шкафов для хранения лекарств;
- открытых, застекленных или застекленных витрин;
- запираемых ящиков для лекарственных средств ограниченного распространения, отпускаемых по рецепту;
- холодильников, обеспечивающих необходимые условия;
- контрольных климатических приборов (термометров, гигрометров и так далее)
- торговых касс и терминалов, разрешенных к использованию, и снабженных соответствующим программным обеспечением.
Все оборудование должно отвечать санитарным условиям, обязательным для медицинских и фармацевтических предприятий.
Санитарные требования аптек к помещениям
Различные стороны аптечной деятельности регламентируются условиями санпинов (санитарных правил и норм). Требования к комнатам под аптеку изложены в проекте, содержащим санитарно-эпидемиологические требования, который был опубликован в 2013 году и до настоящего времени находится в состоянии разработки.
Согласно этому проекту учреждения, занимающиеся изготовлением и реализацией лекарственных средств, обязаны иметь помещения с минимальными площадями:
- торговый зал – 20 кв.м;
- складское помещение – 20 кв.м;
- асептический блок, дистилляционную и моечную – по 5 кв.м. каждая;
- ассистентскую комнату – 10 кв.м.;
- автоклавную – 8 кв.м.
- кабинеты заведующего и персонала – по 8 кв.м. каждый;
- распаковочная комната – 4 кв.м;
- для хранения инвентаря – по 2 кв.м.
Общая площадь составляет около 90 квадратных метров. Санитарные требования аптек состоят из нескольких пунктов:
- Все поверхности должны выдерживать уборку с помощью дезинфицирующих средств. Это касается используемых материалов, формы поверхностей, расположения предметов в помещении;
- Необходимо соблюдение постоянных температур, для чего используются – тамбур перед входом, системы отопления и кондиционирования, жалюзи на окнах и так далее.
- Обеспечивается достаточный уровень освещения.
Регламентируются также условия водоснабжения и оборудование санитарно-бытовых помещений.
Из всего перечня аптеки отличаются максимальными требованиями по площади и составу персонала.
Кроме того, в отличие от пунктов и киосков аптеки могут самостоятельно заниматься изготовлением лекарственных средств короткого срока хранения, продавать сильнодействующие, наркотические и другие опасные виды медикаментов и имеют расширенный ассортимент.
Аптеки и аптечные пункты в противовес киоскам могут отпускать препараты по рецептам.
Необходимая документация на помещение
Лицензирование аптеки начинается со сбора документов, в который входят:
- справки и выписки о собственности, договор аренды, документы из БТИ;
- разрешения санитарно-эпидемиологического и пожарного органов надзора;
- документов юридического или физического лица, претендующего на получение лицензии.
Все представленные документы проверяются на их подлинность и действительность
Сложности с подбором
Покупка или аренда помещения под аптеку – это процесс, в ходе которого необходимо учитывать массу условий и требований к помещению. Недостаточно найти здание с достаточной площадью и подходящей планировкой. Необходимо проверить документы владельца, провести визуальный осмотр помещения на соответствие санитарным требованиям и сверить состояние помещения с документацией БТИ, чтобы проверить отсутствие проведенных перепланировок.
Кроме того, необходимо проанализировать возможный уровень посещаемости, удобство подходов и подъездов, в этом случае заведение гарантировано будет пользоваться спросом.