Государственное лицензирование деятельности
Согласно действующему законодательству выдача лицензий на определенные виды деятельности хозяйствующим субъектам осуществляется под строгим контролем государства. Выдача соответствующих сертификатов и удостоверяющих документов может происходить как в подведомственных ведомствах, так и в специальных организациях, наделенных таким правом.
Содержание: Департамент лицензирования ; Реестр лицензиатов ; Контроль за лицензированием
Современное государственное лицензирование деятельности представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:
- Виды деятельности, которые попадают под лицензирование;
- Собственно, лицензия – документ, удостоверяющий прохождение владельцем установленных процедур и право на ведение определенного вида деятельности;
- Требования к соискателям на получение разрешительных документов. Устанавливаются на законодательном уровне;
- Органы, выдающие лицензии. Таковыми могут выступать как физические, так и юридические лица;
- Держатель лицензии (лицензий) – субъект, владеющий документом, дающим право ведения определенного вида деятельности;
- Кандидат – соискатель на прохождение процедуры для получения разрешительной документации.
Департамент лицензирования
Государственное лицензирование деятельности осуществляется через специальные органы, которые занимаются выдачей соответствующей документации в рамках своих полномочий или на праве ведения такой деятельности. Если речь идет о государственных ведомствах, то такие лицензиары называются департаментами, например, департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций. Остальные предприятия выдают разрешительную документацию лицензиатам в рамках дополнительной функциональности.
Основные задачи, которые выполняет департамент лицензирования:
- Выдача соответствующих свидетельств на осуществление деятельности по направлению;
- Переоформление лицензий, по которым вышел срок действия;
- Выдача документов, дающих право временно осуществлять деятельность юридическим и физическим лицам;
- Оформление дубликатов ранее выданных лицензий в рамках государственных услуг;
- Контроль за лицензированием (соблюдением исполнения требований законодателя к ведению определенных родов занятий). Включает систему мер, применяемых к владельцам разрешительной документации как на стадии оформления, так и в процессе ведения предпринимательской деятельности.
Реестр лицензиатов
Согласно действующей практике, за департаментами и наделенными правами выдачи разрешительных документов организациями закрепляется обязанность ведения реестра выданных лицензий. Сведения, содержащиеся в регистре, являются общедоступными как для самих держателей, так и для третьих лиц. Реестр лицензиатов упрощает работу по обработке запросов на проверку исследуемых контрагентов. Также это дает возможность предприятиям самостоятельно отслеживать срок окончания своих лицензий или отслеживать факты необоснованного их прекращения.
К примеру, на сайте Ространснадзора можно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к претендентам на оформление соответствующих документов по таким направлениям как автотранспорт и дорожное хозяйство, водный, железнодорожный и воздушные виды транспорта. При наличии необходимости прямо на сайте можно сформировать запрос на уточнение права ведения определенного вида детальности. Проверка лицензиатов потребует знания хотя бы одного из параметров:
- Номер лицензии;
- ИНН предприятия;
- Наименование организации, исследуемой на предмет наличия разрешительной документации;
- Принадлежность к субъекту Российской Федерации (Федеральному округу);
- Контролирующий орган;
- Вид деятельности.
Контроль за лицензированием
Основные задачи, которые стоят перед предприятиями, осуществляющими выдачу сертификатов, состоят в проверке полноты и достоверности сведений, а также в проведении исследований на предмет возможности осуществления запрашиваемого вида деятельности. Контроль со стороны государства заключается в предъявлении требований к лицензиатам, проведении сравнительного анализа представленной информации.
На стадии предварительного контроля проверяются представленные соискателем сведения на предмет возможности допуска к ведению определенного вида деятельности. Комплекс таких мероприятий проводится на стадии приема заявления на получение специального сертификата. После того как представленные претендентом документы проходят экспертизу, издается приказ о проведении возможности исполнения лицензионных требований.
Для повышения качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых предприятием работ субъект лицензирования имеет право осуществлять следующие виды проверочных мероприятий:
- Плановые (внеплановые);
- Полные или сплошные;
- Камеральные;
- Выездные;
- Фактические;
- Документальные.
При этом объект лицензирования должен предупреждаться о проведении в отношении него проверочных мероприятий не позже 10 дней до начала проверки. Конкретные сроки присутствия ревизоров на объектах предприятия определяются согласно конкретного вида деятельности, на ведение которой претендует соискатель. Обычно это период не превышает 10 рабочих дней. Если лицензиатами являются предприятия, требующие проведения дополнительных испытаний в рамках плановых или внеплановых мероприятий, то период работы инспекторов может быть увеличен до одного месяца.
Суть государственного контроля сводится к выявлению нарушений обязательных требований. При обнаружении недостатков предприятию выносится предупреждение с одновременным оформлением предписания к устранению замечаний. По результатам работы с недостатками лицензиат должен в письменной форме уведомить департамент о выполненных мероприятиях. В случае уклонения о выполнения пунктов предписания, организации или индивидуальному предпринимателю может грозить крупный штраф, лишение лицензии или приостановка деятельности.
Добавить комментарий